История села

 

БОЛЬШИЕ КАБАНЫ  

Село Большие Кабаны упоминается уже в Писцовой книге 1567 года. Видимо, раньше (в период Казанского ханства) здесь существовало татарское селение. Русское село принадлежало Казанскому архиерейскому дому. В 17770 году в нем зафиксировано 285 душ экономических крестьян. В  1884 голу в селе было 182 двора, проживало 1172 человека. Традиционным промыслом крестьян была продажа мяса в Казани.

В 1840 году Министерством государственных имуществ в Больших Кабанах была открыта школа. С 1869 года функционировала земская двухкомплектная школа.

Специальное здание для школы было построено в 1913 году.

В 1908-1913 гг. и позже там учительствовала выпускница Мариинской гимназии Мария Ивановна Кузнецова. За свою плодотворную педагогическую деятельность (которая началась в 1883 году) она была награждена серебряной медалью. Всего в школе было 3 учительницы. В 1836-1884 гг. в приходе служил священник Михаил Иванович Красновидов (1815-1884). После него (до 1913 года) настоятелем храма был Константин Иванович Добромыслов.

МАЛЫЕ КАБАНЫ -

Бывшее селение Казанского ханства. В писцовых книгах значилось «Кычей Кабан». После «Казанской войны» 1552-1557 гг. в течении долгого времени «пустошь», которая позже была включена в состав земель Казанского Спасо- Преображенского монастыря. Русское село было основано в конце 18-го века выходцами из Больших Кабан.

В 1763 году в селе числилось 132 души мужского пола экономических крестьян.

Основанием школы в малых Кабан стал бывший дворовый Яков Веретяхин. В 1893 году Я. Веретяхин  уволился по старости.

В 1884 году в Малых Кабанах было 86 дворов, население-623 чел.

 

                    РОДНОЕ СЕЛО

 

У каждого села, как и у людей свое лицо своя биография. Деревни и села нашего района, возникшие во времена Волжско-Камской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства вдоль знаменитого Оренбургского тракта, оказались на одном из важнейших перекрестков истории государства. Много важного и прекрасного и интересного, трудного и радостного было за прожитые годы.

Перелистаем лишь некоторые страницы…

Георгий Иванович Уразаев вспоминает:

«Село Большие Кабаны для всех любимо и дорого, хотя из века веков оно было «сухим». Нет в нем ни реки, ни хорошего леса, одни посадки да поля, где наши односельчане выращивают урожай и за счет этих полей держат скот. В середине деревни есть маленькое озеро, которому требуется уход и «помощь». Вода находилась на глубине 36 метров. Из-за такой глубины в нашем селе было очень мало колодцев - всего лишь три. Но вода в них была отменная – чистая, как слеза и холодная, аж зубы ломило. Правда, за водицей приходилось выстаивать в очереди. Сельские женщины устремлялись к колодцу. И так целый день до позднего вечера возле колодца толпился народ. Земляки горячо обсуждали здесь деревенские новости. Не зря местные шутники называли их «сарафанным радио». Раньше односельчане мололи зерно на ветряных мельницах. В нашем селе их было пять. Они украшали деревню, любо-дорого было смотреть на их крылья, которые от ветра приводили в действие большие жернова, растирающие зерно. Благо никуда ехать не надо, привози рожь или пшеницу – и забирай муку»

На территории Большекабанского поселения находится памятник истории и культуры – Спасо-Преображенская церковь.

В архивном документе Казанской консистории в клировой ведомости Спасо-Преображенской церкви в с.Кабанах (так в документе) Казанского уезда Казанской губернии за 1912 г. значится: «Церковь построена неизвестно кем и когда. Зданием каменная, с таковой же в одной колокольней. Крепкая.»

Иконостасы в главном храме и в приделах деревянные: 1-ом пятиярусный, в последних двух-одноярусные. Главный храм и приделы теплы. Вокруг церкви была каменная ограда с железной решеткой. Престолов было три: во имя Преображения Господня; во имя введения во храм Пресвятой Богородицы; во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Земли при церкви состояло: усадебной вместе с церковным погостом 2 десятины, пахотной 16 десятин 150 кв.саженей (1 десятина=1,095 га; 1 сажень = 213,36).

На 1912 год священником был Константин Павлович Добромыслов, 55 лет, из духовного звания, окончил Казанскую духовную семинарию, с 1981 г. служил в данном приходе; дьяконом – Александр Петрович Ионов, 56 лет, из мещан, образование получил самообразованием, определен в с. Кабаны в 1909 г.; псаломщиком – Михаил Семенович Бадяшкин, 30 лет, из крестьян, окончил Казанскую второклассную школу, определен в с. Кабаны в 1906 г.

Копии с метрических книг хранились с 1780 г. В приходе имелись школы: в с. Кабанах – земское училище, было открыто в 1840 г., на 1912 г. в нем обучалось 110 мальчиков и 28 девочек.

В советскую эпоху наша церковь, одна из 12 во всей Татарии и единственная в Лаишевском районе, смогла избежать разорения и развала, благодаря верности людей, а также самоокупаемости. В революционные времена, в 30-40гг., да и позже, когда по указанию правительства все храмы рушились и закрывались, бывшие руководители района упорно добивались закрытия нашей церкви. Но благодаря кропотливой и настойчивой работе старосты Анастасии Кузьминичны Федориной, прихожан Анастасии Страдоньевны Бабашкиной, Аграфены Павловны Головановой и Анны Семеновны Исаевой наша святыня устояла.

Непростая судьба живет в памяти народа. В годы ВОВ ее засыпали зерном, случались пожары, в один из которых отважная жительница села Марфа Степановна Киселева бросилась с ведром воды тушить еще не разбушевавшееся пламя, что послужило спасению храма, И несмотря на часто случавшиеся грабежи(а ее грабили не только воры; есть пример воровства со стороны священнослужителей, когда один из монахов снял колокола и переправил их в собор Петр и Павла, но бдительность и расторопность наших земляков и СМС способствовали возвращению краденного) церковь устояла. Отсюда следует вывод: благодатная Святыня обрела такое имя, потому что беззаветная Преданность и Вера сильнее зла.

 

 

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International
Яндекс цитирования