Топонимика сел

В период Казанского ханства Лаишевская сторона была одним из центральных, важнейших в политическом, хозяйственно-экономическом отношениях территорий этого феодального государства. Все земли ханства делились на крупные политико-административные единицы – так называемые «даруги». В период Казанского ханства все земли Лаишевской стороны входили в Ногайскую даругу. Название этой политико-административной области происходило от важнейшей военно-транспортной дороги, ведущей из столицы ханства-Казани в соседнюю Ногайскую Орду (Улус Ногая). Ногайская Орда, феодальное государственное образование кочевников на территории от Северного Прикаспия и Приаралья до Туры и Камы и от Волги до Иртыша. 
Возникновение села Сокуры датируется XIII-XIV веками, по преданию, старик сукыр Кадыш (слепой Кадыш) остановился на этом месте, где затем образовалось русское селение. Существует еще 2 версии возникновения названия данного населенного пункта: 1 версия До завоевания Казанского ханства, здесь жили нугайские татары, населенный пункт находился в углублении, напоминающем яму. У них отсутствовал звук ч, вместо чокыр, что по-татарски яма они говорили сокыр. 2 версия В центре села имеется пруд, на берегу которого размещались жилые дома. Су кыры, то есть берег воды. В с. Сокуры бережно хранится память о Г.Р. Державине: в 2003 году открыта стела, которая увековечила его имя для потомков, и центральная улица села носит его имя.
В селе имеются действующие мечеть и Покровская церковь.
          Одноэтажный деревянный храм, построенный в 1895 году на средства П.В. Щетинкина является редким памятником деревянного зодчества Поволжья. Церковь была закрыта в 1932 году и отдана под культурное учреждение, верующим возвращена в 1993 году. В храме имеются икона, написанная в церкви святого Пантелеймона в Афонах, Ахтырская икона. 
В с. Сокуры бережно хранится память о Г.Р. Державине: в 2003 году открыта стела, которая увековечила его имя для потомков, и центральная улица села носит его имя.
Лаишев
Как известно, на территории Республики Татарстан – преемницы Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства – расположено большое количество городов и других населенных пунктов с богатой историей. Среди них можно отметить Болгар, Алабугу, Арск, Лаишево, Тетюши, Чаллы и др. С сожалением приходится констатировать, что ни один из перечисленных городов не имеет точной, научно обоснованной даты возникновения. В числе исторических городов Республики Татарстан выделяется город Лаишев.
Среди ранних торгово-ремесленных поселений булгар на Волге, по нашему мнению, было Лаишевское поселение «Чакма» (огниво, крысало), возникшее на пересечении Великого Волжского и Северного пушного путей. Самый многочисленный материал, накопленный археологами на поселении «Чакма», относится к домонгольскому времени (Х – начало XIII вв.). Название селения Лаиш было дано, возможно, по имени его основателя (Износков И.А. Список населенных мест Казанской губернии, с.66). В период ханства Лаиш (совр. Лаишево) являлся большим феодальным центром сельского типа. С Лаишем смежно было селение Юлдуз.
В период Казанского ханства Лаишевская сторона была одним из центральных, важнейших в политическом, хозяй­ственно-экономическом отношениях территорий этого феодального государства. Все земли ханства делились на круп­ные политико-административные единицы — так называемые "даруги". С достаточной степенью достоверности мож­но утверждать, что в период Казанского ханства все земли Лаишевской стороны входили в Ногайскую даругу. Название этой политико-административной области происходило от важнейшей военно-транспортной дороги, ведущей из столи­цы ханства — Казани в соседнюю Ногайскую Орду (Улус Ногая). Границы между Казанским ханством и Ногайской Ордой были условными и достаточно прозрачными, что спо­собствовало дальнейшему проникновению на Лаишевскую сторону тюрко-татарских групп населения Закамья и других регионов Поволжья.
История Лаишевского острога как русского поселения начинается с весны 1557 года, когда казанским воеводой князем Петром Ивановичем Шуйским была построена крепость для охраны традиционного перевоза через Каму, на тогдашней границе между завоеванной и присоединенной в 1552 году к России территорией бывшего Казанского ханства и землями Ногайской Орды.
 
село Егорьево
 
В 35 км от Казани находится село Егорьево, в котором находится усыпальница родителей Г.Р. Державина.
      Село Егорьево основано в начале XVII столетия на землях Казанского Спасо-Преображенского монастыря. В 1646 году в селении были: монастырский двор (в нем монахи, 3 работника), дворы попа, дьячка, пономаря, 36 дворов крестьян и бобылей.
          В 1763 году в селе так же проживали 82 души мужского пола. В 1884 году в селе было 74 двора(527человек).
          Приход возник в 1639 году, когда здесь была построена деревянная церковь в честь Богоявления Господня.
           Двухпрестольный каменный храм построен в 1769 году. Придел освящен во имя Святителя и Чудотворца. Церковь в стиле барокко построена на средства местной помещицы Анны Федоровны Чемодуровой.           
Рядом с церковью захоронены родители великого русского поэта и государственного деятеля Г.Р.Державина:
 
село Никольское
 
 До 30-х годов 16 в. на месте с. Никольское была татарская деревня. Появившаяся тогда моровая язва, из-за которой поголовно погибал скот, вынудила местных жителей сжечь деревню и уйти с насиженных мест. Сохранилось предание, что в озеро, находящееся в центре села , кинула на прощанье молодая татарка расческу и гребень и заросло оно травою. В 1879 году это озеро, называвшееся Попово, расчистили и там нашли татарскую посуду: медный кумган, поднос, чашку. А у местных жителей закрепилось другое название озера « Рытое» .
         В 1734 году в « Караево» после постройки деревянной церкви в честь Николая Чудотворца был образован свой приход, а название села стало постепенно меняться на «Никольское». В середине 19 века приход стал настолько богатым , что сумел построить в 1848 году на средства прихожан один из лучших в округе храмов: каменную , теплую, трехпрестольную церковь , представляющую собой прекрасный образец классической архитектуры , выполненной в виде византийского креста. Главный престол во имя – Николая Чудотворца, правый – во имя святого Ионна Златоустого, левый придел – во имя Апостола Тимофея.
село Рождествено
В писцовой книге Д.А.Кикина отмечается, что вблизи села Рождествено около Кургана находится пустошь под названием "Укреч Култук". «Курган» находился около мыса за юго-восточной окраиной современного села. В 1970 г. А.Х.Халиков на месте селища вскрыл остатки двухкамер­ного гончарного горна для обжига глиняной посуды. Больше это селище не подвергалось раскопкам. Но в осыпях обнаже­ний собран большой вещевой материал домонгольского, золотоордынского и более позднего облика (в том числе ке­рамика, ральники – плужные наконечники крупных размеров, монеты XV в.) К данному поселению примыкает упомянутый уже выше Рождественский V могильник. В мусульманской части могильника выделяются погребения домонгольские, эпохи Золотой Орды и эпохи Казанского хан­ства. В одном из мусульманских погребений зафиксирован костяк мужчины, в области груди которого найдены три же­лезных стрелы золотоордынского времени.
Как русское поселение с начала 17 века. Имелась Христо Рождественская церковь. Село Рождествено во второй половине XIX — начале XXвв. бьио известно по всей губернии своей чудотворной иконой Боголюбской Божьей Матери. К сожалению, церковь взорвали в 1955году.
село Сингели
Среди русских населенных пунктов расположена деревня Сингели, данный населенный пункт считался самым образованным до революции., была большая библиотека.
село Татарские Саралы
 
Татарские Саралы, от слова желтая поляна, отсюда берет начало заповедник. Данное село является родиной поэтессы Ильсияр Иксановой, поэта Ислама Галляммова
 
село Именьково
 
На северо-западной окраине с. Именьково между се­лом и устьем р. Брыски до недавнего времени было обширное булгарское поселение. Северо-западная часть этого памятника уже почти полностью уничтожена водохра­нилищем. В обнажениях фикси­ровалось большое количество остатков древних сооружений (жилищ, кострищ, хозяйственных ям-кладовок). В подъем­ном материале были монеты XIV-XVI вв., булгарская керамика XII-XV вв., обломки чугунных котлов, железные замки, предметы оружия (наконечники стрел и копий), орудия труда и другие предметы. Селение Именьково под названием "Иман киска" упомянуто в писцовой книге И. Болтина под 1603 г. Вполне вероятно, что с. Именьково су­ществует с XII в. Имеет две версии:
1.     Основателем села является старик по имени Имэнкол.
2.     Основано на бывшей дубравы.
 
Булгарский город Кашан
 
Булгарский город Кашан, занимавший, по традиционным представлениям, выдающееся положение в экономической, политической и культурной жизни Волжской Булгарии, до сих пор мало привлекает внимание археологов.
Память о нем сохранилась в одной из старинных песен, записанных у татар Лаишевского уезда. В ней говорится, что Кашан – это "зеркало мира", "великая крепость", город, в котором живут богатые торговцы, вывозящие свои товары в Индию и Хорасан, а также искусные ремесленники, металлурги-сталевары и золотых дел мастера.
Русские летописи свидетельствуют о существовании города Кашана в XIV столетии. Причем город этот был в достаточной степени богатым, поскольку привлекал внимание ушкуйников и стал объектом их нападения.
Перед нами один интересный исторический факт, связанный с древним Кашаном. Арабский ученый-энциклопедист Якут ал-Руми (1179-1229) в своем всемирно известном «Географическом словаре» поместил небольшую статью, где имеются такие строки: "Кушан — город, расположенный на окраине самого далекого тюркского государства. Царь его считается одним из сильнейших тюркских правителей". Эти сведения, по признанию самого Якута, были получены от некоего Мухаммада ал-Кушани. Современные исследователи не без основания отождествляют этот Кушан с булгарским Кашаном на Каме, ибо никто не сомневается в том, что под "самым далеким тюркским государством" подразумевается именно Волжская Булгария. Некоторые языковеды уверены также, что название города Кашана происходит от этнонима "кушан" – древнего народа, создавшего еще в начале нашей эры обширное государство на современной территории Средней Азии, Афганистана, Пакистана и сопредельных областях.
В одном из рукописных списков знаменитой булгаро-татарской поэмы "Кыйсса-и Йусуф", написанной в начале XIII века, автор ее, Кул Гали, о себе сообщает так: "Я – Кушани, слабый человек по имени Гали" ("бин Кушани, загыйф бэндэ, адым Гали"). Согласно родословной, помещенной в фольклорно-историческом сочинении Таджетдина Ялчыгула (1763-1837) "Таварих-и Болгария", в городе Кашане родился и прожил 30 лет отец Кул Гали – Мирхаджи. Затем он переехал в устье Зая, где и появился на свет будущий поэт. Эти сведения некоторые ученые признают правдоподобными, другие же исторически более обоснованной считают гипотезу, согласно которой местом рождения поэта был город Кашан, а не "устье Зая". Основываясь на этих фактах, достоверность которых пока не подтверждается другими источниками, историки говорят о существовании Кашана еще в домонгольское время, по крайней мере с XII века (Кул Гали родился около 1183 г.).
В свое время профессор А.Х.Халиков указывал на однозначность корней каш-каз (в значении "кора", "предел", "граница") в топонимах Кашан и Казан. По мнению академика М.З.Закиева, истоки первоначальной Казани могут быть связаны с Кашаном, возникновение которого он относит к очень древним временам.
 
деревня Епанчино
 
На самом берегу Камы стояла дер. Епанчино, которая по свидетельству историка И.А.Износкова, была местожитель­ством известного полководца Казанского ханства Епанчи, "увезшего сюда дочь боярина Шепна Марию" (Износков И.А. Список населённых мест, с.29). В настоящее время местность, где находилась дер. Епанчино осталась в зоне затопления Куйбышевского водохранилища.
В писцовой книге Казанского уезда 1602-1603 гг. упоминается селение Перевьи (Писцовая книга Казанского уезда 1602-1603 гг. — Казань. 1978. Л. 5). Данное русское название этой деревни происходит от ее татарского названия Парау (совр. Пелево). Деревни периода ханства Исчегили, Исенгили, Саралай Балги (возможно, это вышеупомянутая дер. Саралан), Мачбаш, Чандырево (Чойдырево) Ногайской даруги также находились на террритории современного Лаишевского района Татарстана.
 
село Малые Елги
 
После разгрома Булгарского государства два брата обосновались около р.Шуранки вблизи главной дороги. Старший брат построил отдельно, и данный населенный пункт стал называться Олы Елга. В нескольких км младший брат построил отдельно и данный населенный пункт стал называться Кече Елга (Малые Елги).
 
село Кирби
 
Данное село основанов период Казанского ханства, еще до покорения Казани русскими, жители близ озера Кирби (около Столбищи) переселились на место где в настоящее время расположено с. Кирби. Топонимика происходит от имени старика Хаерби.
 
село Атабаево
 
Село Атабаево расположено на правом берегу устьи реки Кама где, она  впадает в реку Волгу. Расположено от г. Казани в 65 км, а от г. Лаишево в 95 км, через реку Мешу в 20 км. Археологическая экспедиция под руководством А.П.Смирнова и А.Х.Халикова в 1950 годах в ходе раскопок обнаружили следы проживания древних людей. Были обнаружены останки людей , разбитые посуды. Точной даты возникновения села нет. Но есть в списке Казанского ханства. На самом берегу Кама стояла дер.Епанчино , которая по свидетельству историков, была местожительством известного полководства Казанского ханства Епанчи, «увезшего сюда дочь боярина Шепна Марию». В 1953 году деревни Атабаево и Епанчино пересились и образовали одно селение Атабаево . Епанчино осталось в зоне затопления Куйбышевского водохранилища. Люди здешних мест издавна занимались рыболовством, земледелием и скотоводством. Есть несколько легенд о происхождении Атабаево.
Первая легенда гласит: что на берегу Камы поселились 3 человека, занимались охотой ,рыбной ловлей. Строили дома . От слова «табылдык» дали название «Табай» после уже «Атабай».
Вторая легенда гласит ; что деревня была расположена на ровном месте как «сковорода» - «таба». От этого произошло слово «Табай» потом уже «Атабай».
Третья легенда гласит ; что жил богатый человек , его звали Атабай. Он принял христианство и служил русским. Поставлял им рыбу, мясо, шкуры. Хотя сам крестился , он не дал крестить своих односельчан. Из истории и из повести Р.Батуллы «Суюмбике» жил такой Атабай морза. Если учесть, что соседние деревни крещенные, то эта легенда больше подходит.
 
село Ташкирмень
 
В селе Ташкирмень живут представители специфической этнографической группы татарского народа, называемый татарами - кряшенами. История самого селения уходит в глубь веков. Эти местности были населены людьми еще в эпоху неолита и изобилуют археологическими находками, относящимися к различным периодам становления и развития человеческого общества. Из археологических достопримечательностей в окрестностях села наиболее известны два древних городища. Одно из них местное население называет « Бишек Тау» ( Колыбель Гора), а другое «Кала Башы» ( Главная крепость). По народным преданиям, здесь в очень древние времена велись ожесточенные бои, в результате чего большинство населения было уничтожено.
Слово « ТАШКИРМЕНЬ» обозначает « КАМЕННУЮ КРЕПОСТЬ».
Источники позволяют сделать вывод, что село Ташкирмень является одним из древнейших селений Лаишевской стороны и существовало еще в булгарский, золотоордынский периоды. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что близ села обнаружен древний мусульманский могильник, относящийся, по мнению археологов, к булгарскому , золотоордынскому периоду. В конце Х1Х в. историк И.А.Износков, описывая селение Ташкирмень,также засвидетельствовал, что « внутри деревни, при раскопках земли, жители находят разные вещи и монеты с арабской надписью», в частности, в 1882 году юго-западнее с.Ташкирмень, в местности, называемый «коркураз» был найден глиняный кувшин с 72 серебряными монетами, датируемыми  ХIII –ХIV в.в.
 
деревня  Макаровка
Деревня   при р. Меша, на    почтовом      тракте из     г.     Лаишева    в г. Спасск. От города   17 верст, волостное правление      0,5     версты. Деревня основана около 1650   года. По предсказаниям, основателем ее был    неизвестно откуда     пришедший   какой-то   Макар. Захватив     лес     и  луга,     принадлежащие теперь       деревне,    он   передал   их затем своим потомкам.    С 18    столетия до революции    вла­дельцами   деревни бы­ли   А.де Ларю. 
 
село Державино
 
Село Державино славилось своей религиозностью, они часто совершали паломничества, не пропускали ни одного поста. Это село принадлежало брату прадеда Державина Гавриила Романовича Григорию Державину. В связи с образованием Куйбышевского водохранилища 17 населенных пунктов остались в зоне затопления, а это -378 дворов, 193 общественных построек, 15 тыс.га луговых земель, исчезли ценные рыбы: белуга, осетр и др.
В настоящее время здесь проживают и русские и татары, в связи с образованием Куйбышевского водохранилища жителей татарского села Агайбаш переселили в русское Державино. Уникальная черта - каждый русский умеет писать и читать на татарском языке без ошибок.
Еще называют - Медовое село Державино. В местной школе проводятся занятия в классе пчеловодов. Пчеловодства, как основного предмета, в школьной программе нет, поэтому занятия идут на факультативной основе, исключительно по желанию учащихся.
село Бутыри
 
Село Бутыри основано в конце 50- годов 16 столетия. Ранее 1585 года поместье в Бутырской Дуброве близ Лаишева принадлежало Василию Державину.
      После смерти Г.Р. Державина имение принадлежало П.Н. Миллеру- двоюродному племяннику нашего земляка, позже оно перешло Наталье Ивановне – внучке П.Н. Миллера и Владислава Александровича Клушиных. Последний известен как общественный деятель. Одно время он был председателем Лаишевской земской управы. Клушины в Бутырях имели усадьбу.
 
деревня Кармачи.
 
В 3 км от Бутыри находится Кармачи. По данным Е.И. Чернышева, Кармачи – селение, основанное татарами еще в период Казанского ханства. Русское поселение появилось во второй половине 16 века. С 17 века помещиками села являлись родственники Г.Р. Державина.
     В 1862 году Яков Карлович Грот – ученый – филолог посетил усадьбу в данном селе коллежского советника Василия Ивановича Покровского.
   В Кармачах испокон веков посредине села было расположено живописное озеро, до сегодняшних дней оно не потеряло свою красоту.
 
Copyright © 2003-2017
Обнаружили ошибку? Выделите слово или предложение и нажмите CTRL+ENTER
Яндекс цитирования