История

История села Чирпы

Исследования исторических памятников на территории, прилегающей к Чирпам, начались и стали развиваться, в основном, лишь в 50-х годах ХХ века.

         Недалеко от Чирпов в 1953-1954 гг. было вскрыто Именьковское 1 городище. Старожилы называют его «Курганом». С «Курганом»  связано много легенд и преданий, поныне бытующих у местного населения. В  одной из легенд рассказывается о том, что в древние времена  в этих краях шли жестокие войны, в  которых погибло много людей. В память о погибших была устроена данная насыпь. В других говорится, что под «Курганом» разбойники прятали драгоценности. Они, как утверждают рассказчики, когда-то плавали в небольших лодках по Каме  и нападали на купцов, устраивали набеги на города. Полученное добро разбойники прятали  в землю неподалеку от реки. Чтобы не потерять место запрятанных вещей,  насыпали холм.

         Легенды  о кладах и спрятанных драгоценностях  волновали многих смельчаков, пытавшихся проникнуть в «Курган»  . Следы перекопов до недавнего времени были заметны на поверхности возвышения .  Результаты  научной экспедиции АН СССР (1953-54 гг.), работавшей под руководством Н.Ф. Калинина и А.Х. ,Халикова, показали, что  кладоискатели углубились в насыпь всего лишь на 1,5-2 м и  никаких драгоценностей обнаружить не могли, так как назначение насыпи совершено иное.

Один из старожилов села Чирпы  в середине шестидесятых годов уверял, что  когда-то в этих краях жили люди-великаны  . Один из великанов сел отдохнуть и решил вытряхнуть землю из лаптей.  Земли  оказалось так много, что  появился настоящий холм.

         Много загадок, связанных с «Курганом»,  появилось после экспедиции 1953-1954 гг.. Раскопки показали, что культурные напластования городища относятся к различным эпохам . Наиболее  ранние из них датируются эпохой поздней бронзы – раннего железного века (VIII-VI вв до.н.э.). К этому времени относятся обломки посуды с примесями толченых раковин, украшенные по горловинам оттисками шнура и ямочными  вдавлениями. Ученые относят эти находки к так называемой ананьинской  культуре, оставленной далекими предками финно-угорских народов. Уже в то далекое время были построены небольшие ров и вал, а площадка обновилась какими-то деревянными

 укреплениями. В VI веке до н.э. эти племена покинули Нижнее Прикамье  - отошли в более северные районы. Причины этого отхода пока не ясны.

Но в 3-4 вв. н.э., то есть спустя 700-800 лет, на этом месте поселились новые финно-угорские племена, выделяемые в самостоятельную азелинскую культуру. К этому времени относится группа посуды с примесями толчёных раковин, отдельные привески и пряжки. В азелинское время городище было дополнительно укреплено. Эти племена были вытеснены в более северные районы Волго-Вятского междуречья.

Вещевые материалы и закономерности залегания культурного слоя говорят о том, что в 5 веке н.э. на Именьковском городище стал жить новый народ, относимый археологами к племенам именьковской культуры. Что привлекло этих людей, пришедших за тысячи километров с запада в низовья небольшой речки Брыски, впадающей в Каму? В деталях ответить на этот вопрос сегодня трудно, даже невозможно. Но, в первую очередь, это благодатная для жизни природа, позволяла заниматься земледелием, скотоводством,  охотой и рыбной ловлей. Привлек внимание и красивый мыс в излучине левого берега реки Брыски,  где уже имелась насыпь вала. На ней можно было быстро и легко соорудить деревянные заграждения, и место становилось защищенным. Строительство новых добротных укреплений на городище,  по-видимому, началось не сразу. Сначала люди должны были построить жилища и заняться хозяйством: соорудить лодки, изготовить приспособления и снасти для охоты, начать расчистку из-под леса участков для посева. Шли годы, подрастали дети, появлялись новые семьи. По представлению ученых, малые семьи (родители и их дети) со временем превратились в большие, сильно разросшиеся, так называемые патриархальные семьи, включающие стариков (прародителей), семьи  их детей  и семьи внуков. Эти   большие  разросшиеся семьи представляли небольшие селения, остатки которых археологи называют селищами                                                                                               Судя по раскопкам, обитатели занимались скотоводством, земледелием, рыбной ловлей, а роль охоты отходила на второй план. Большое внимание население уделяло получению и обработке железа. О наличии развитой металлургии и металлообработки свидетельствуют куски шлаков и криц (слитков выплавленного железа), а также разнообразные железные изделия, обнаруженные при раскопках.

         Около 200 лет жили именьковцы на рассматриваемой  территории. Но в конце VII столетия они покинули эти места вместе с другими родственными племенами, жившими на Средней Волге и Нижней Каме. Есть основания полагать, что уход рассматриваемого населения был связан с появлением воинственных кочевников, пришедших с южных районов Урала и Приуралья . Уход именьковских племен не был добровольным. Свидетельством тому являются материалы, полученные при вскрытии верхних частей насыпи вала городища. Н.Ф. Калинин и А.Х. Халиков в статье по итогам раскопок городища отмечают, что укрепления второго яруса, как и предыдущих, «было разрушено при очередном набеге на городище». При этом «деревянные части в основном сгорели». После этого были построены еще укрепления в виде невысокого  плетня. Это уже была слабая система обороны, возможно построенная от защиты скота от хищных зверей.

После ухода именьковского населения низовья реки  Брыски  и прилежащие части реки Камы  запустели. Археологических памятников  УШ-Х вв. в нашем районе пока практически не выявлено. Территория   снова покрылась лесами, в которые изредка могли заходить северные соседи – древние марийцы. Спустя два или три столетия в ХI-ХII вв.эти территории начали осваивать волжские булгары. Откуда  и как пришли в эти края тюрко-язычные булгары, сказать трудно. Скорее всего они появились из-за Камы . С  возвышения на левом берегу Камы  в ясную погоду великолепно просматривается ее живописный правый берег, кто- то из булгар оказался смелым: переплыл реку, осмотрел край берега, зашел вверх по речке, ныне называемой Брыской, и был очарован этими местами. Затем могла перебраться уже группа людей, которая тоже не могла не быть  в восторге от этого края. Таким образом, поселений в низовьях Брыски  становилось все больше.

В период Казанского ханства Лаишевская сторона была одним из центральных, важнейших в политическом, хозяйственно-экономическом отношениях территорией этого феодального государства. Установить  селения периода казанского ханства, их местонахождение довольно трудно. Прежде всего потому, что письменных источников от ХVв сохранилось очень мало. Несмотря на это обстоятельство в свое время историк Е.И.Чернышев по писцовым книгам ХVI-ХVII вв.ретроспективно смог установить 700 селений  Казанского ханства, в том числе и Чирпов.

                                                                          

О Чирпах

         По сведениям писцовых книг ХVI-ХVII вв .Чирпы ( в исторических источниках – «Чирпа») – бывшее селение казанского ханства. Откуда же произошло такое интересное название? В литературе нет разъяснений по этому поводу. Старожилы тоже не могут объяснить. Кто говорит, что был такой помещик, кто-то связывает со словом «черпать».  В татарском словаре, есть  возможные три варианта ответа. 1). Чирпы- шырпы (спичка, можно перенести значение слова на слово «огонек», село стояло недалеко от дороги, и сюда на огонек могли заходить усталые путники.2).Чирпа – кырпу ( опушка, выпушка), возможно начинался лес (по источниках об этом периоде – дубовый).3-ий вариант: в писцовых книгах сказано, что на речке Чирпа (  летом старое русло реки просматривается) была деревня Чирпа .Чирпа – от татарского кырпа – белуга, может быть рыба заходила сюда для нереста. Поменялись начальные звуки, и получилось современное название. Русское население ( Лаишевские служилые полонянники ) обосновались во второй половине ХVI веке. Под 1565-1568 годами упоминается как поместное владение Семена Никифоровича Васютина.

В 1649  году Чирпы справлены за Иваном Герасимовичем Змеевым. В конце 1670-х годов ИВАН Герасимович  к своим владениям добавил земли,выменянные у помещиков Степана Петрова, Любима Барсукова, Василия Федоровича Бутлерова. Следующими владельцами были: стольник Федор Иванович Змеев (умер в 1737 году) и его брат, бригадир Андрей Иванович Змеев (умер в 1742 году).  Последний успел выкупить у вдовы Федора его часть деревни.  Андрей умер бездетным, его вдова Дарья  Лаврентьевна вышла замуж за генерала Федора Тимофеевича Хомякова, Чирпы у них выкупил племянник Андрея – капитан Сергей Федорович Змеев (умер в 1768 году). Часть имения Дарья продала знаменитому уральскому заводчику Прокофию Акинфиевичу Демидову. В 1770 году за Демидовым числилось 50 душ мужского пола. После смерти Сергея Федоровича его часть перешла к его троюродной сестре Дарье Никитичне Змеевой, в замужестве Толстой (умерла в 1791 году), в1770 году за ней и ее мужем Василием Борисовичем числилось 212 чел.крестьян.

П.А.Демидов в1772 году продал свою долю камердинеру Екатерины П Александру Игнатьевичу Сахарову(умер в 1780 году). Таким  образом, к концу ХУШ в в Чирпах были два имения – Сахаровых и Толстых.

         Имения Сахаровых так и передавалось по прямой линии вплоть до ХХ столетия; от Александра – к его сыну Ивану, от Ивана – к его сыну  Ивану Александровичу. Судьба имения  Толстых была сложнее. После смерти Д.Н.Толстой имение досталось ее дочери Марье Васильевне . М.В.Толстая   умерла в 1812 году, не оставив наследников, и в 1814 году имение было продано с торгов. Покупательницей стала племянница М.Л.Толстой и внучка Д.Н.Толстой  Надежда Львовна Толстая. Позже  Н.Л.Толстая вышла замуж за И.И.Завалишина.

Иринарх  Иванович Завалишин (1770-1822) – видный российский военный деятель, генерал-майор, сподвижник А.В.Суворова, известный в первой четверти Х1Х в. Он был отцом двух видных декабристов – Дмитрия и Ипполита Завалишиных ( их матерью была первая жена И.И.Завалишина).

Иринарх Иванович был богатым помещиком, имевшим поместье и усадьбы в разных районах России . Поместье же в Чирпах осталось в собственности Д.Н.Завалишиной. После  ее смерти в 1854 году Чирпы получила ее дочь Екатерина Иринарховна, в замужестве княгиня Порюс-Визапурская. Она вскоре уступила имение брату матери – полковнику Павлу Львовичу Толстому. При жизни ( в 1862 году) П.Л.Толстой поделил свои многочисленные владения между детьми. Чирпы достались Павлу Павловичу Толстому – известному общественному деятелю, многолетнему предводителю дворянства Лаишевского уезда.

         В !917 году крестьяне разделили между собой земли Сахарова и Толстых. В 1929 году здесь образовался колхоз "Красный победитель", потом он стал называться "Память Кирова".                                                                                                                                          

                   В1952 году Чирпы вошло в состав колхоза "Маяк". В  90 –х годах в Чирпах появляется новая улица – Молодежная, строится современное здание клуба, деревянное здание школы меняется на кирпичное.

С 1994 года начинается реформирование хозяйств, которое не обходят и Чирпы. Они отделяются в подсобное  хозяйство «Кама», потом реорганизуются  в крестьянское хозяйство «Кама», в 2002 году присоединяются к КХ «Тан», и ,наконец, в 2003 году на свет появляется ООО «Дуслык», которого сейчас уже нет.

         В 1953-54 годах в Чирпы после затопления переезжают из деревень Мысы, Богородское, Сергеевское, а в1979-83 годах из Рагозино и Никольского (не перспективные деревни). В тоже время из самих Чирпов многие уезжают на Урал в город Первоуральск, у нас говорят об этом городе: «Вторые Чирпы».

Современные Чирпы выглядят довольно скромно: всего несколько улиц. Заводская –главная- так названа потому, что начинается с молочного завода. В начале века ее называли «вшивой горкой», так как там жила многодетная беднота. Лесная – связана с именем Ватагина А.Д много лет проработавшего лесником. Кольцевая – от нее отходит несколько улиц как от кольца. Приовражная – граничит с небольшим оврагом. Дальняя- в народе «белебейка»- самая отдаленная. Новая – в начале 80-ых на ней построили несколько новых домов для молодых специалистов. Пионерская – когда-то там находился интернат ( здание старого  волостного управления) и это было местом сбора пионеров, так как там проводились кружки и другие внешкольные мероприятия. Малая – там всего пять домов. Молодежная – в начале 90-ых годов там построили новые двухквартирные дома, и ,в основном, они заселялись молодыми семьями. Многие из них были татарской национальности, поэтому в народе ее называют «татарским поселком». Долгий конец – символическое название – она заканчивается кладбищем.

 Население

В конце Х1Х века население Чирпов достигало 994 человек, а  конце ХХ века, в 1989 году – 362 жителя, 1997 году - 358 , а в начале 2007 года – 377.

Сейчас у нас живут и русские (основное население), и татары (около 60 человек), и армяне ( около 20 человек), и украинцы, и чуваши, и люди других национальностей .

        

Один из самых известных людей, чье имя связано с Чирпами, Завалишин Дмитрий Иринархович (13 июня 1804-5 ноября 1892). В 1824 году в селе Чирпы лаишевской усадьбы помещика Завалишина создается тайный кружок, основанный декабристами Д.И.Завалишиным и В.П.Ивашевым. В кружок входили В.П.Панеев, Ф.М.Рындовский, братья Наумовы, Еписовы и Демидовы. По выражению местной поэтессы Наумовой , кружок увлекал его участников « к безднам преступления», в кружке высоко чтили «Полярную звезду», издававшуюся декабристами Рылеевым  и Бестужевым. Кружок распался в 1826 году после ареста его организаторов.

В 1970-ых годах Чирпы становятся «кузницей кадров»: Силаков И.Ф.- секретарь Райкома Партии, Васильев В.П. – секретарь Райкома Партии, затем министр сельского хозяйства, он возглавлял Государственный комитет земельных имуществ РТ.

Сейчас в Чирпах живут и работают замечательные люди.

 

 Школа

Чирповская школа – одна из старейших школ района. Все начиналось в далеком 1872 году: по инициативе священника  Григория Бенедиктова  в селе Чирпы открывается земская школа (здание для неё построил на территории церкви помещик П.Толстой). Обучалось в ней в те годы всего 10 учеников : дети попа, дьячка, торговцев. Для детей крестьян-бедняков учёба в школе была несбыточной мечтой. Учительствовал тогда в школе Павел Петрович (фамилию никто не помнит), посвятивший всю свою жизнь обучению детей грамоте.

Чуть позже была построена трёхклассная церковно-приходская школа : здание деревянное, одноэтажное, все учились вместе.

Более ощутимые перемены пришлись же на середину прошлого века : село росло, увеличивалось количество детей. Вначале школа приобрела статус семилетней, с 1960 г.- 8-летней, а спустя 6 лет – средней. Через два года состоялся первый выпуск десятиклассников. В это время в школе обучалось 230 учеников. Места не хватало, учились не только в школе, но и в интернате. Но опять настал период, когда количество учащихся стало сокращаться. И в 1974 году состоялся последний выпуск десятиклассников: школа вновь была преобразована в восьмилетнюю.

В 80-е годы было время, когда в школе насчитывалось не более 30 учеников. Возник вопрос о закрытии 8-летней школы и преобразовании её в начальную. Но страна была на пороге больших перемен. В 90-х годах из города в село стала возвращаться когда-то уехавшая отсюда молодёжь, количество детей нарастало. И в 2000 году Чирповская основная школа снова преобразуется в среднюю.

Большой вклад в историю школы внесли учителя: Кузнецова Е.П., Анастасьева А.Г., Силакова В.А., Галимов И.А., супруги Лазаревы, Буяновы, Лебедевы и многие другие. В нашей школе работала и Трифонова Г.П.

 

 Культура

 Из памятников архитектуры в Чирпах сохранились Смоленско-Богородицкая церковь и дом В.П.Марева.

 Смоленско-Богородицкая церковь.

 Приход возник в 1747 году, выделившись из прихода Смолдеярова. В 1747 году воздвигнута, а в 1899 году перестроена кирпичная церковь во имя Чудотворной иконы Смоленской Божьей Матери с приделом во имя Преподобного Сергия Радонежского.

Восьмерик на четверике. Высокий двусветный объём четверика перекрыт сомкнутым восьмигранным сводом. Апсида полукруглая, крыта конхой и такая же низкая, как и трапезная. Барокко.

 Храм строился на средства помещика Андрея Ивановича Змеева (по другим данным – на деньги уральских заводчиков Демидовых).В ограде у северной стены захоронен почитаемый прихожанами священник Бенедиктов, а с южной стороны были мраморные надгробья похороненных здесь генерала Иринархия Ивановича Завалишина и его жены Надежды Толстой.  Богатая церковная ограда в тридцатые годы растащена, вековые сосны спилены на дрова, декоративный кустарник- сирень, акации исчезли навсегда.

 

Дом  В.П.Марева.

 Жилой дом построен в 1912 – 1913 гг. принадлежал богатому крестьянину – торговцу

В.П.Мареву. Расположен на западной окраине сельской площади.

         Двухэтажный дом под четырёхскатной кровлей, фасады которого прорезаны прямоугольными окнами с лучковым завершением и обрамлены простыми наличниками из кирпичных валиков. По углам здания огибающие лопатки, прорезанные по всей длине неглубокими прямоугольными нишами. Широкий пояс, образованный двумя междуэтажными тягами украшен сдвоенными квадратными нишами под каждым окном. Над многопрофильным карнизом большого выноса (по центру восточного и южного фасада) поставлены массивные ступенчатые аттики со слуховым окном по центру.

         Памятник жилой архитектуры в классицистическом стиле.

         Сейчас в этом здании размещена часть школы.

 Дома в селе все одноэтажные, кроме школы, деревянные и кирпичные. Много ветхих домов, так как много пенсионеров, но с каждым годом строятся все больше и больше новых.

У нашего памятника, погибшим воинам в Великой Отечественной войне, своя история. Первый памятник поставили в 1967 году к 50-летию Советской власти по инициативе И.Ф.Силакова, тогда председателя колхоза, а второй, на этом же месте, в 1992 году по инициативе Шакирова М.М. Этот памятник в центре села в таком виде всего 15 лет. Сначала здесь росли клены, но они быстро разрастались.  Их срубили, а к 55-летию ветераны посадили елочки, которые сейчас так красиво выросли.

 

         Наверное, как и во всех селах, у нас есть свои традиции. Все любят сабантуй и масленицу, вместе веселятся и русские, и татары, и армяне.

Сейчас в Чирпах есть клуб, библиотека, ФАП, средняя школа, работает  дорожный участок.    

История села Именьково

Географическое расположение села: Село Именьково Лаишевского района РТ расположено на правом берегу Куйбышевского водохранилища в 58 км от столицы РТ г. Казани. Наше село входит лесо- степную зону.  Границы села: с севера- с деревней Чирпы, с запада- с г.Лаишево, с юго-запада – Куйбышевским водохранилищем, с юго-востока- с селами Полянки  и Шураны, с востока- с д. Малые Елги,  а с северо-запада- д. Меретяки, Рогозино, Никольское. Географическое расположение очень удобное для компактного проживания людей: речка Брыска, Куйбышевское водохранилище, лес,  Оренбургский тракт. По деревне проходит Оренбургский тракт, ранее называемый  Екатеринской дорогой. Село- одно из трех поселений, входящих в состав Чирповского сельского поселения. Климат- континентальный. Годовой осадок- 500 мм.  Солнечных дней-150.

В селе в данный момент проживает 491 взрослого и  155 детского населения до 15 лет.

В селе имеются все необходимые социально-культурные объекты: общеобразовательная средняя школа, детский сад, СДК, ФАП, отделение связи, филиал сбербанка, филиал  Ак Барс банка, сельская библиотека, многочисленные магазины и торговые точки, мечеть и т.д.

В селе работают сельхозпредприятия: ОАО «Именьково», КХ «Тан».

История с. Именьково уходит далеко в историю. Еще в 5-6 веках нашей эры  здесь были поселения людей. Археологические раскопки, проведенные  в 1870-1971 годах А. Стояновым, в 1953-1954 годах Н.Ф.Калининым показывают, что  именьковцы второй половины I тысячелетия нашей эры были оседлыми земледельцами и скотоводами. В районе Именьково они жили селениями по берегам реки Брыска.

Об истории села из воспоминаний  ветерана войны и труда Гаянова Абуталиба Гаяновича:

…В нашем селе сельскохозяйственный артель организовался в 1930-1931 гг., первых членов было всего 14 человек:

1.  Галимов Ахметша;

2.  Гараев Зиганша;

3.  Гайнутдинова  Сахибзямал;

4.  Шарапов Хафиз;

5.  Садыков Миндубай;

6.  Хакимов Газим;

7.  Мухутдинов Сагди;

8.  Шарапов Зыя;

9.  Гарипов Гумер;

10.Галлиев Вали;

11.Шарапов Зия

12.Магдеев Габидулла;

13.Маликов Гаян;

14.хафизов Зиннат.

К 1931 году количество членов достигает до 70 человек. Председателем сельхозартеля направляют из «двадцатипятитысячников» товарища Замалиева.  На первом организационном собрании  определяют форму работы и название – артель продолжает свою работу как колхоз имени Нариманова. В это время, для руководства с новосозданными артелями, кооперативами и колхозами  в районе организовывается  «колхозсоюз», потом он переименовывается на районный  земотдел. Первым руководителем районного земотдела назначается тов. Горшенев. Так же создается при МТС политотделы. Начальником которого назначется тов. Бубров. Цель их работы: организовать колхозы, противостоять  кулакам и недругам советской власти,  высылка кулаков из сел, так как кулаки не давали организовывать артели, убивали активистов. Одним из  убитых  комсомольцем был из с. Чирпы- Беляков.

Из нашего села были высланы как кулаки следующие:

  1. Шавали мулла (священнослужитель)
  2. Нугуман мулла.
  3. Гайнуллин Динмухамет
  4. Хуснутдинов Шараф.
  5. Валиуллин Сунгатулла.
  6. Валиуллин Зыя.
  7. Бадертдинов Гиматдин.
  8. Сагдеев  Хаший.
  9. Мухаметзянов Накий
  10. Хуснутдинов Кашаф.
  11. Гараев Давлетша.
  12. Гайнуллин Гумер.
  13. Гафаров Мубаракша.
  14. Гафаров Захир.

 

Комсомольцы везде и всегда  были впереди. Самыми активные комсомольцы тех лет:

1.      Хасанов Абуталиб

2.      Гайнуллин Набиулла.

3.      Сафин Нурмухамет

4.      Галимов Габдулла

5.      Саляхов Нутфулла.

6.      Багабиев Шамес.

7.      Гарифуллин Зиннат

8.      Мухаметшин Файзи.

9.      Мухаматшин Хуснулла.

К большому нашему сожалению, из этих комсомольцев никто живым не вернулся с войны.

 Учителя так же были активистами. Из них:

  1. Блинов Андрей
  2. Арсланов Мирза.
  3. Ахтямов Каюм
  4. Хусаинов Габдулла.
  5. Капкаев..?
  6. Максимов…?
  7. Равилова М.
  8. Федотова Мария
  9. Федотов…?

 

1933 год. Вторым председателем колхоза стал Шарапов Зыя. Из 100% населения 99% стали колхозниками. В 1934 году председателем стал Гайнуллин Карим. В селе была организована первая партийная группа. Ее членами стали:

  1. Мухутдинов Сагъди
  2. гайнуллин Габдулла                бригадиры
  3. Мухаметшин Зиганша            
  4. Галимов Гариф
  5. Гайнуллин Карим- (пред.к-за)
  6. Валишин Исхак –(пред с/совета)
  7. Валишина Мавва-  (учитель)
  8. Хусаинов Габдулла -  (учитель)

 Председателем сельсовета был избран  Саляхов Шараф - дважды избирался депутатом  

 Верховного Совета ТАССР.

 В 1937 году собрали 22 центнера урожая с каждого гектара.

 Председателем сельсовета стал Галимов Гариф, а председателем колхоза- Гилалов Габдулла. Автора   (Гаянов Абуталиб Гаянович) призвали  в ряды Советской Армии.

 

1945-1950 годы.

Эти были очень трудные годы для сельского хозяйства. Везде разруха, голод, нищета.

В 1945 году я  (Г.А.Г)  вернулся с фронта. Сразу же (на следующий день) попросили стать председателем колхоза. Согласился, потому что был коммунистом. В это время в колхозе были:

  1. 15 лошадей
  2. 20 коров
  3. 6 плуга
  4. 10 грабель
  5. 3 сеялки
  6. 2 косилки
  7. 4 конной  грабли
  8. 2  молотилки (простых)

А пахотной земли было 1300 га. Нужно было и пахать, и сеять, и дальше жить …Механизаторов кормили  гнилой картошкой, даже этого было недостаточно. Председатель целый день на ногах, транспорта нет, нужно успевать и в поле, и на фермы, и в райком. Мы выжили. Постепенно дело пошло наверх. А уже к 60 ым годам наш колхоз им.«Нариманов»а была самой передовой в районе. Мы каждый год завоевали переходящие знамена, стали «Ударниками и победителями соц.соревнований»

 Только в нашем колхозе было 20 ударников-стахановцев. Вот они:

  1. Денисова Варя
  2. Зиннурова Хадича
  3. Шарапова Нурбанат
  4. Галимова Минневафа
  5. Валиева Асия
  6. Котдусова Гульчира
  7. Хаматшина Фатыйма
  8. Ханафиева Гаиша
  9. Киямова Магсума
  10. Гатиятова Сафия
  11. Гатауллина Зулейха
  12. Галиуллина Магзуза
  13. Галимова Файруза
  14. Хамитзянова Фарлиха
  15. Фатихова Марфуга
  16. Ханафиева Магзуза
  17. Хафизова Фахергалям
  18. Гараева Гаиша
  19. Миннуллина Сахипзямал
  20. Хафизова Гаиша.

 

Особенно хочется отметить Хафизову (Гарипову) Фахергалям. Она каждодневную норму выполняла на 700-800 %, и ее прозвали «трактором». Вот на таких людях строился колхоз, вот эти люди поднимали село от послевоенной разрухи, эти люди дали шанс вам, молодым-  жить и работать на земле Именьковской. (Это выступление я (Гаянова Каусария Гаязовна)- тогда неосвобожденная  пионервожатая в школе записала из выступления ветерана труда и войны- Гаянова Абуталиба Гаяновича. Через три года он стал моим свекром)

Последующие председатели колхоза: Гарифуллин Зиннатулла, …… Хасанов Талгат, Газиятуллин Нургали,  Аббазов Рифкат, Шакиров Мухаметзян,                 Набиулла,  Вафин Анвар.

 

Р.S.Сейчас уже почти нет вышеуказанных, вышеперечисленных людей того времени. Уже 15 лет нет в живых  и  моего свекра- а как жаль. Мы были молоды, мало интересовались историей, даже если и слушали выступления, то очень редко записывали. А как он многого мог бы рассказать, но увы, время не вернуть. Г.К.Г

Исторический памятник Лаишевского района – “Именьковское городище”

u    Наше село Именьково- очень древнее. Еще в 5 веке нашей эры здесь были поселения людей. В учебниках истории они значатся как “Именьков-ские племена” или же “Имень-ковское городище”.

u    Давайте, взглянем в те  далекие времена...

Именьковское городище расположено в 1 км к северу-западу от с. Именьково Лаишевского района Республики Татарстан в излучине левого берега реки Брыска на небольшой узкой стрелке надлуговой террасы, возвышающейся над уровнем поймы на 7 метров. Площадка городища вытянута с юго-запада на северо-восток. Длина площадки-100 м, ширина 25-30м, общая площадь около 2700 кв.м. С северной, восточной и западной сторон площадка городища обрывается в пойму р. Брыска, с южной напольной стороны городище защищено рвом глубиной до 25 м и валом высотой 6 м.при ширине основания до 30 м.

Городище было известно давно, но культурная принадлежность  и время существования  его оставались невыясненными. Исследовавший городище в 1870-1871 гг. А.Стоянов называл  его курганом, под кото-рым понимался вал городища. Под названием «Именьковский курган» городище известно в настоя-щее время у местного населения. В связи с тем, что площадь городища должна была затопляться водами Куйбышевского водохранилища, в 1953-1954 гг  отря-дом Куйбышевской  археологической экспедиции бы-ли проверены раскопки городища. За два года  работ вскрыта площадь в 1552 кв.м.исследован вал городи-ща при помощи траншеи шириной 6 м., длиной 18м., общей площадью 108 кв.м. при глубине свыше 6м

Раскопки Именьковского городища позволили  проследить укрепления и с внешней стороны и с внутренней. Вал, в  его северо-западной час-ти, со стороны площадки городища, был про-резан на ¾ ширины  траншеи шириной 6м. И длиной 18м. Траншея состояла  из 27 участ-ков, затем сократилось в следствии скалива-ния  стенок траншеи для предохранения от об-вала. В основании вала на глубине 6,4 - 6,7 поверхности обнаружен материковый сугли-нок погребной почвой. Над этим слоем на глу-бине 5,4 - 6,5 м. Прослеживался культурный слой, подстилающий насыпь вала. В этом слое на уровне участков 1-2 отмечены остатки лег-кого деревянного сооружения в виде горизон-тально лежавших сгнившихся на несколько наклонно поставленных кольев толщиной 7-8 см.

Слой насыщен  обломками глиняной кругло-донной посуды с толченной раковиной в тесте, с ямочным, веревочным орнаментом по горлу (131 экземпляр), костями живот-ных (288 экз.), углем и некоторыми другими находками (железный нож). Отсутствие следов вала и каких-либо деревянных сооружений в данном подстилающем слое дает возможность предполагать, что это ранее поселение не было укреплено. По истечении некоторого времени возникла первая насыпь вала, называемая четвертым горизонтом.

Реконструкция деревянных укреплений по верху насыпи четвертого горизонта вала показала, что после того, как был насыпан вал – земляной высотой около 3м, на его слегка уплощенной вершине  поставили стену состоящую из двух рядов плетня. Южный плетень был обмазан сырой глиной. Расстояние между двумя параллельными плетнями равнялось 70-80 см. Промежуток между  ними заполнили землей, с внутренней стороны к стене, для укрепления ее, навалили землю. Датировка этого сооружения основывается преимущественного на керамических находках, обнаруженных при раскопках.

Керамика представлена обломками кругло-донных тонкостенных сосудов с невысоким горлом с примесью толченой раковины. Орнамент на них почти отсутствует. Лишь по горлу сосудов наблюдаются ямочные вдав-ления. В то же время керамика подстилаю-щего слоя вала содержит фрагменты сосу-дов с довольно богатой орнаментацией  по горлу сосудов, выполненной оттисками ве-ревочки, ямками и резными узорами. На этой основе подстилающий слой Именьков-ского вала датируют 7-5 веками до н.э. Фрагменты же посуды четвертого горизонта насыпи вала по своей форме и орнаменту датируются второй половиной 1 тысячеле-тия до н.э, где начинает преобладать посуда с бедной орнаментацией

Время разрушения  деревянных укреплений четвертого горизонта насыпи вала относится к первой половине или середине 1 тысячелетия до н.э. При раскопках вала в верхних наслое-ниях четвертого горизонта  (ч.г.) насыпи об-наружена железная пряжка округлой формы с длинным, круглым в сечении язычком. Эти ук-репления вала были разрушены, видимо, вос-точнобуртасскими племенами. После разруше-ния вала(ч.г.) насыпь была увеличена. После подсыпки земли на сильно утрамбованной, слегка уплощенной вершине вала была соору-жена стена, состоявшая из двух плетней, обма-занных глиной. Время подсыпки третьего гори-зонта вала и строительства на ней деревянных  укреплений устанавливается по находкам при раскопках этого горизонта.

Здесь найдены железный нож с прямой спин-кой  и пряжка овальной формы с изогнутым язычком нависающим за кольцо . Датируется Именьковская пряжка 4-5 вв. н.э. и , следова-тельно, постройка третьего горизонта вала то-же датируется 4-5 вв.н.э. После устройства вто-рого горизонта вал еще раз подсыпали не мень-ше чем до высоты 6,6 м.Изучение вала Имень-ковского городища дало, с одной стороны, но-вые сведения для восстановления системы ук-репления этого городища в целом и показало, что оно пережило несколько этапов на протя-жении своего существования, с другой стороны, материал вала И.Г. Позволяет характеризовать оборонительные сооружения городищ среднего Поволжья, включая ранее средневековье.

Мощные оборонительные сооружения , распо-ложенные не только с тыльной стороны, но и по северо-западному краю городища, указыва-ют на то, что Именьковское население, посто-янно находясь под угрозой внешнего нападе-ния, систематически укрепляло свое городище. Для своего времени И.Г. обладало мощным ук-реплением. С севера, востока и запада площад-ка городища защищалась речкой Брыской, во-ды которой в то время подходили к подножью площадки. В северо-западной части площадки городища, края которой были пологи, чем в ос-тальных частях, была устроена дополнитель-ная система укреплений

С юга же, где площадка городища примыка-ла к широкому плато надлуговой террасы, был вырыт глубокий ров, по которому, воз-можно, были пущены воды р. Брыска и соо-ружен мощный земляной вал с деревянны-ми стенами по ее гребню.

За два года раскопок  получен большой материал:

ü  около 41 тысяч обломков глиняной посуды,

ü  153 мелких глиняных предмета,

ü  свыше 50 костяных поделок,

ü  около 100 металлических изделий,

ü   более 7 тысяч костей животных и рыб

Керамика представлена многочисленными фрагментами преимущественно плоскодон-ной, довольно однородной посуды, фигурка-ми и мелкими изделиями. Вся посуда плоско-донная, горшковидной и редко баночной формы, изготовленной из местной сероватой глины с большой примесью  дресвы и мамо-та в тесте, довольно хорошего обжига. Лепка ее производилась ленточной техникой. Дни-ща сосудов имеют обычно следы подсыпки песка и золы. На городище обнаружены зна-чительное количество железных, медных и бронзовых  предметов, а так же разнообраз-ные остатки металлургического производ-ства.

Железное долото ( рис1) представляет собой уникальную для городища 1 тысячелетия н.э. находку. Редкой находкой является железный топорик, вытянутый, с расширенной и скошен-ной обушковой частью , узкой серединой, сильно вытянутым лезвием. Его считают од-ним из ранних типов железных топоров для среднего Поволжья. По форме этот топорик можно поставить между ананьинскими топо-рами и проушными топорами. Предположи-тельно именьковский топорик датируют пер-вой половиной и серединой 1 тысячелетия н.э.

Железное копье (рис. 3,6)- втульчатое, с длинным двухлезвийным пером, разделен-ным на две части узким выпуклым ребром.

Три железных наконечника стрел имеют треугольное или ромбическое плоское перо и четырехгранный заостренный черемок (рис.3). Подобные наконечники были широко распространены в конце 1 тысячелетия н.э. в среднем Поволжье с появлением здесь булгарских племен.

Среди других железных предметов,  найден-ных в верхнем слое городища можно отме-тить два рыболовных крючка, часть подковы (рис.4). В числе поздних вещей, относимых к булгарскому времени, обнаружена пружина от булгарского цилиндрического замка (рис.4 -3). Среди мелких железных и бронзовых предметов интересны пряжки, особенно важные для установления даты. Пряжки, сде-ланные из бронзы и железа, с овальным по-луполым кольцом и широким провислым язычком аналогичны салтовским пряжкам 6-7 вв. и качкинским 4-5 вв.

На городище обнаружено около 10 бусинок, из них 1 сердоликовая и 9 пастовых желтого и темно-синего цвета. Форма их шаровидная, дисковидная и многогранная. Интересны так-же впервые встречающиеся в 1 тысячелетии н.э. в среднем Поволжье каменные ручные жернова, сделанные из плотного белого из-вестняка. Жернова круглые, с отверстием в центре. Раскопки И.Г. дали большой, разнооб-разный материал.

Вещевой комплекс основного слоя городища свидетельствует, что именьковцы второй половины 1 тысячелетия н.э. были оседлыми земледельцами и скотоводами

Среди жителей большое значение  имела военная защита от вражеских нападений. Жители проявляли большую энергию в создании укреплений. Объем работ по сооружению этих укреплений  был значителен, рытье рва, посыпка вала, устройство крепостных стен по вершине вала и по краю площади городища. Выявлено  значительное количество памятников, называемых восточнобуртасскими.

Наши односельчане, мы вами гордимся

Арсланов Ринат  Мирзаевич- ген.директор фирмы “Аш-су”

Арсланов Марат Мирзаевич-профессор КГУ

Шарапов Якуб Шарапович - ученый, профессор КХТИ, автор учебников

Гарифуллин Рустам Зиннатович- госслужащий, гл.спец Мин.сельхоз.

Габдуллин Минневали Маннафович- артист  Камаловского театра

Зайнетдинова Алсу Рустамовна – актриса, певица

Мадина Ануровна – артистка Альметьевкого театра

Галиев  Рашит Якубович- рук.хозяйсва «Тан»

Галиев  Тагир Гильмутдинович- профлидер КАМАЗа

Последнее обновление: 23 января 2020 г., 18:58

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International